Облигации 100 / Понятие и виды облигаций

Внимание!

Для того чтобы иметь возможность использовать все возможности предоставляемые сайтом, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Что такое облигация?

Облигация – это эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Помимо этого, облигация может предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости. Выгодой по облигации также может являться дисконт к номинальной стоимости, с которым она размещается или торгуется.

Облигации выпускаются в качестве дополнительного источника средств для эмитента.

Экономическая сущность облигации сходна с кредитованием: эмитент выпускает облигацию для того, чтобы получить целевое финансирование определенной программы или проекта. Но кредит выдается банком, а финансирование по облигации привлекается от широкого круга лиц на открытом рынке. При этом в остальном облигация обладает всеми параметрами кредита:

  1. Средства, полученные эмитентом по облигации, подлежат возврату (принцип возвратности)
  2. Средства передаются эмитенту на заранее определенный срок (принцип срочности)
  3. За полученные средства эмитент выплачивает инвестору вознаграждение в виде процентов (принцип платности)

При выпуске облигаций общая сумма финансирования, привлекаемого эмитентом, делится на равные доли для распространения среди неограниченного круга крупных и мелких инвесторов. Каждая облигация представляет собой долговое обязательство эмитента перед ее держателем.

Сумма долга, приходящаяся на одну облигацию, называется номинальной стоимостью или номиналом облигации, а процент по облигации – купоном или купонным доходом, который устанавливается в твердой денежной сумме на одну облигацию.

Облигация не требует оформления обеспечения долга, а процесс перехода права требования новому кредитору достаточно прост: владелец облигации может продать ее новому собственнику на биржевом или внебиржевом рынке.

Виды облигаций

Облигации могут быть обеспеченными и необеспеченными. В качестве обеспечения облигационного займа могут использоваться основной капитал эмитента, ценными бумагами, основные средства. Залоговое обеспечение повышает надежность облигации, т.к. в случае банкротства или неплатежеспособности эмитента держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества организации. Необеспеченные облигации такой возможности не предоставляют, в связи с чем ставка процента по ним обычно бывает более высокой, чем по обеспеченным.

Так же облигации разделяются по характеру погашения (единовременно или сериями), возможности досрочного погашения (невозможно или возможно с согласия владельца),

Основной классификационный признак облигаций – способ выплаты дохода. Можно выделить два основных вида облигаций по этому признаку: купонные и дисконтные.

Купонные облигации предполагают регулярные выплаты процентов (купонов) на сумму долга. Как правило, купон выплачивается 1 раз в 6 месяцев, реже – 1 раз в 3 месяца или 1 раз в год.

Дисконтные облигации, или облигации с нулевым купоном, не предполагают выплаты дохода, но размещаются с большим дисконтом (снижением цены) относительно номинальной стоимости. С течением времени их стоимость растет с учетом сложного процента, и к моменту установленной даты погашения приближается к номиналу.

В настоящее время на российском рынке торгуются купонные облигации, при этом в процессе биржевых торгов купонная облигация часто торгуется с дисконтом к номиналу, что дает возможность инвестору при удержании облигации до погашения получать дополнительный доход в виде разницы между текущей стоимостью облигации и ее номиналом.

В зависимости от эмитента облигации могут быть государственными (эмитент – Правительство РФ), муниципальными (эмитируются местными органами управления) и корпоративными (выпускаются предприятиями).

Кредитный рейтинг

Облигация является инструментом с фиксированной доходностью, поэтому главным риском, который несет ее держатель, является риск неплатежеспособности эмитента облигации. Оценка этого риска является функцией кредитного рейтинга эмитента облигации, который присваивается каждой публичной компании независимыми рейтинговыми агентствами.

Крупнейшими мировыми рейтинговыми агентствами являются:

  • Fitch, Inc.
  • Moody’s Investors Service, Inc.
  • Standard & Poor’s Ratings Services.

В России есть собственные рейтинговые агентства - «Эксперт РА», Национальное Рейтинговое Агентство (НРА), АК&M.

Ознакомиться с кредитными рейтингами интересующих вас эмитентов облигаций можно на сайте Cbonds в разделе История кредитных рейтингов.

Рейтинговые агентства производят оценку кредитоспособности эмитентов облигаций по единой системе, использующей буквенные обозначения от А (самый высокий рейтинг) до D (дефолт, банкротство). Границей между инвестиционным и спекулятивным уровнем является уровень ВВВ- (по версии агентств Moody’s и Standard & Poor’s).

Кредитный рейтинг эмитента облигации и купонная ставка находятся в обратно пропорциональной зависимости. Облигации инвестиционного уровня надежности являются надежным источником инвестирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, и их доходность, как правило, находится на уровне средней по стране доходности банковских депозитов. При этом риски неплатежеспособности эмитента по этим облигациям минимальны или допустимы, и вероятность получения заявленного дохода – достаточно высока.

Облигации со спекулятивным рейтингом имеют гораздо более привлекательные купонные ставки, при этом риски неплатежеспособности эмитента пропорционально возрастают, а вероятность фактического получения заявленного купонного дохода – снижается.

Рейтинг не присваивается облигациям, выпущенным центральными государственными органами, они считаются «абсолютно надежными» - то есть их рейтинг по умолчанию считается равным рейтингу государства.

Государственные облигации

Государственными называются облигации, эмитентом которых является Правительство страны (в России – Правительство РФ) или уполномоченный им орган исполнительной власти (в России – Министерство финансов РФ). По сути государственные облигации являются формой внутреннего долга страны, а их обеспечение выступает государственный бюджет.

На российском рынке государственные облигации представлены следующими видами ценных бумаг:

  1. Облигации федерального займа, эмитированные в российских рублях
  2. Еврооблигации Министерства Финансов РФ, эмитированные в долларах США или евро

За последние 2 года на российском рынке в среднем торгуется 125-130 выпусков государственных облигаций на 5-7 трлн. рублей.

Средняя доходность государственных облигаций, эмитированных в рублях, в зависимости от срока погашения, составляет от 7% до 10%. Доходность еврооблигаций (эмитированных в иностранной валюте) – от 2% до 6%.

Государственным облигациям не присваивается рейтинг надежности, так как он равен страновому рейтингу эмитента, в связи с чем они считаются наиболее надежным долговым инструментом. Как следствие – ставки по гос. облигациям наиболее низкие в сравнении с рынком облигаций в целом.

Муниципальные облигации

Муниципальные облигации – это долговые ценные бумаги, выпущенные органами местного управления Субъектов РФ и муниципальных образований.

За последние 2 года на российском рынке в среднем торгуется более 100 выпусков муниципальных облигаций на общую сумму более 400 млрд. рублей. В настоящее время на российском рынке торгуется только один выпуск еврооблигаций – Москва-2016 (EUR).

Средняя доходность муниципальных облигаций в рублях в настоящее время составляет 10-15% годовых. Муниципальным облигациям присваивается индивидуальный кредитный рейтинг независимыми рейтинговыми агентствами.

Корпоративные облигации

Корпоративные облигации – это долговые ценные бумаги, выпущенные корпорациями (предприятиями) для финансирования основной деятельности и конкретных программ и проектов.

Эмитентом облигаций может стать любое юридическое лицо, отвечающее предусмотренным законодательством требованиям:

  1. Облигации могут выпускаться в размере, не превышающем уставный капитал предприятия или сумму обеспечения.
  2. Предприятие имеет право выпускать необеспеченные облигации не ранее чем через 3 года существования.
  3. При этом никаких требований к размеру прибыли эмитента в российском законодательстве не предусмотрено.

Дополнительные требования к эмитенту предъявляет Московская биржа, на которой происходит основной объем размещения и обращения облигаций. Требования биржи разделяются на стандартные (соблюдение законодательства РФ о рынке ценных бумаг, совершение всех необходимых регистрационных действий и соблюдение требований к раскрытию информации, наличие акций или облигаций эмитента в листинге биржи соответствующего уровня) и уникальные для каждого уровня листинга:

Требования биржи к эмитенту облигаций Листинг I уровня Листинг II уровня
Объем выпуска От 2 млрд. рублей От 500 млн. рублей
Номинальная стоимость Не более 50 тысяч рублей Не более 50 тысяч рублей
Срок существования эмитента / гаранта Не менее 3 лет Не менее 1 года
Отсутствие убытков 2 года из последних 3 1 год из последних 3
Отсутствие дефолта Отсутствует, либо более 3 лет назад Отсутствует, либо более 2 лет назад
Кредитный рейтинг Да Нет
Обеспечение Да Нет

На российском рынке в настоящее время торгуется более тысячи выпусков корпоративных облигаций на сумму более 100 трлн. рублей.

Корпоративные облигации могут быть эмитированы в российских рублях или в иностранной валюте (еврооблигации). Доходность рынка корпоративных облигаций является максимальной на рынке инструментов фиксированной доходностью. Доходность корпоративных облигаций находится в обратной пропорции к кредитному рейтингу эмитента, выпустившего облигацию: эмитенты с более высоким кредитным рейтингом имеют возможность привлекать средства на рынке облигаций под меньшие проценты.

Получить полный доступ