Внимание!
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы смотреть видео и использовать другие возможности Инвестиции 101.
Урок:
1/1
Как обыграть биржу?
Весь список уроков
Скрыть список уроков
Описание урока

Как обыграть биржу? Это вопрос, ответ на который хотели бы знать очень и очень многие. Все наверняка слышали истории сказочного скоробогатства, полученного одним из знакомых, неожиданно оказавшимся финансовым гением и талантливым спекулянтом.

Как известно, спрос рождает предложение. Всегда найдется опытный гуру, готовый рассказать нам одну из «беспроигрышных» стратегий, на жаргоне трейдеров именуемых стратегиями «святого Грааля», естественно за небольшое вознаграждение.

А что по этому поводу говорит финансовая наука? Какие из этих стратегий реально работают? А какие не более эффективны, чем шаманские пляски с бубном?

Для начала, уточним, что значит «обыграть» биржу. 

Выражение «обыграть» неявно сравнивает биржевые операции с азартной игрой.

Теория игр разделяет все взаимодействия на игры «с нулевой суммой» и игры «с природой». Игра «с нулевой суммой» – это игра, в которой сумма всех выигрышей равна нулю, то есть выигрыш победителя равен ставкам проигравших. Игра с природой (иногда называется игра с банком) – это игра, в которой сумма всех выигрышей больше нуля, так как игровой банк оплачивается не игроками, а сторонним банкометом. В игре с банкометом проигравших может не быть вовсе. 

Практически все азартные игры и лотереи относятся к играм с нулевой суммой, выигрыш победителя оплачивается ставками остальных участников. Биржу также часто считают аналогом казино. 

Однако биржа – не казино, а акции – не лотерейные билеты. Акции придуманы не для игры, а для участия в капитале реального бизнеса, приносящего прибыль и выплачивающего дивиденды.

Инвестиции в акции ради дивидендов – это определенно игра «с природой», где банком является реальный бизнес. Сумма выигрышей участников больше нуля. То есть, одновременно все участники игры вправе ожидать равновесный и справедливый доход.

Равновесный, потому что он является результатом равновесия спроса и предложения.

Справедливый, потому что потенциально равный для всех. 

Равенство ожиданий является главным признаком справедливой игры – еще один термин из теории игр. Великий итальянский хирург, изобретатель, математик и, по совместительству, азартный игрок Джироламо Кардано говорил, что игра является справедливой тогда, когда условия участников равны. Тот, кто играет в игру с неравными условиями, попросту дурак, если неравенство это в пользу его противника, или негодяй, если неравенство в его собственную пользу.

В этом смысле биржа является гораздо более справедливой игрой, чем, то же казино или, скажем, лотерея.

Кстати, профессор математики Калифорнийского университета, известный книголюбам как игрок на все рынки – Эдвард Торп – начинал карьеру игрока именно с казино. Его книга «Обыграй дилера: Победная стратегия игры в блэкджек» стала культовым бестселлером на Уолл-Стрит. Однако в итоге, он выбрал биржу, как игру более предсказуемую и справедливую.

Получается, что, обыграть биржу, означает получить доход больший, чем средний доход остальных участников. Доход выше равновесного справедливого дохода, предлагаемого «природой» в лице национальной экономики.

Как можно получить доход выше среднерыночного?

  • купить акцию, которая заплатит высокие дивиденды

  • купить акцию, которая сильно вырастет в цене

  • продать акцию, которая сильно в цене упадет

Однако как предсказать, какая акция заплатит дивиденды, сильно вырастет, а какая сильно упадет?

Этот вопрос интересовал огромное количество совсем не глупых людей, рекомендации которых можно свести к пяти основным пунктам:

  1. Можно воспользоваться теорией Чарльза Доу (это который вместе с Альфредом Уинслоу Джонсом придумал знаменитый индекс Доу и Джонса). Теория Доу – в просторечье «технический анализ» – утверждает, что биржевые цены движутся в трендах. Следовательно, надо находить эти тренды и следовать за ними до коррекции.

  2. Согласно другой известной теории, нужно следовать за новостями – то есть покупать на хороших новостях, а продавать на плохих.

  3. По другой теории, надо не следовать за новостями, а идти против них – то есть покупать на плохих новостях и продавать на хороших.

  4. А если все предыдущее не помогает, нужно пойти дальше и попробовать предсказывать сами новости – то есть покупать на слухах и продавать на самих новостях.

Однако вечно любопытные ученые собрали огромное количество эмпирических (то есть основанных на реальных фактах) свидетельств о том, что ни один из этих методов, также как ни одна их хитроумная комбинация не работает стабильно и постоянно.

Все эти методы предполагают, что в динамике рыночных цен присутствует закономерность, которую можно выявить и использовать для предсказания.

А что, если в движении рыночных цен никаких закономерностей нет? И рыночные цены движутся абсолютно случайным и непредсказуемым образом?

Случайный характер рыночных цен впервые отметил французский биржевик Жюль Рено в 1863 году, а в 1900 году математик и спекулянт Луи Башелье написал о случайном блуждании рыночных цен диссертацию. Позже Фредерик Маколей (в 1925 году) и Холбрук Уоркинг (в 1934 году) отметили, что блуждания биржевых цен аналогичны бросанию игрового кубика и номерам в лотерее. 

В результате, сегодня в финансовой экономике доминирует теория случайного блуждания рыночных цен – Random Walk.

В чем суть этой теории?

Эта теория отталкивается от предположения о том, что в каждый момент времени на финансовом рынке огромное количество умных, образованных, трудолюбивых, хорошо оснащенных, а главное рациональных игроков конкурируют между собой за активы с наивысшей ожидаемой доходностью.

Очевидно, что, совершая сделку с активами, и продавец и покупатель имеют какие-то ожидания в отношении будущих доходов в виде роста цены и дивидендов. Отсутствие таких ожиданий означало бы, что они просто торгуют вслепую и наобум, чего трудно ожидать от действительно рациональных спекулянтов. 

При этом, ожидаемая ими доходность – это процентное отношение ожидаемых доходов к текущей рыночной цене.

Никто не хочет покупать активы с низкой ожидаемой доходностью, в результате из-за отсутствия спроса их цена должна падать до тех пор, пока доходность не вырастет до привлекательного уровня. 

В то же время, никто не хочет продавать активы с высокой ожидаемой доходностью, в результате из-за отсутствия предложения их цена должна расти до тех пор, пока доходность не снизится до уровня, на котором актив перестает быть привлекательным.

В результате, все ожидания в отношении будущих дивидендов и возможного роста или падения цен быстро находят отражение в текущей цене. Текущая цена актива является консенсусом ожиданий продавцов и покупателей в отношении его будущих доходов.

Заключив сделку, покупатель и продавец согласились (то есть пришли к консенсусу), что, купив по данной цене, покупатель вероятнее всего заработает ту самую справедливую доходность. Не больше, и не меньше.

Если продавец считает, что покупатель заработает больше, то он просто не продаст покупателю такой привлекательный актив, потому что это будет несправедливо к нему самому. Точно также, покупатель не станет покупать, если он подозревает, что заработает меньше.

В этом месте внимательный зритель должен сказать: «Возможно, покупатель и продавец просто имеют разные ожидания в отношении будущих цен и дивидендов» Покупатель оптимистичен и видит все в розовом свете, поэтому и покупает, продавец – явный пессимист, поэтому и продает.

Это действительно так, когда речь идет об отдельно взятой сделке, о двух конкретных участниках рынка – покупателе и продавце. Однако, необходимо понимать, что рыночная цена – это результат множества сделок на миллиарды рублей. И в каждой сделке конкретному рациональному покупателю нашелся конкретный рациональный продавец. И все они должны иметь немного разные ожидания в отношении цен и дивидендов. Однако все они посчитали текущую рыночную цену как минимум справедливой для них. То есть, текущая цена отражает консенсус рационального большинства продавцов и покупателей в отношении справедливого уровня доходности, будущих цен и дивидендов.

А что происходит, когда на рынке появляется новая информация?

Как только появится новая информация и консенсус ожиданий изменится, а следовательно, изменится и ожидаемая доходность, более высокая доходность привлечет новых покупателей, а низкая – продавцов. Соответственно, немедленно должна измениться и текущая цена. То есть, текущая цена по-прежнему будет отражать все текущие ожидания в отношении будущих активов. 

Это утверждение получило в финансовой экономике название гипотезы эффективного рынка (Efficient Market Hypothesis, EMH). Гипотезу эту сформулировал будущий нобелевский лауреат по экономике 2013 года Юджин Фама, выступая на ежегодной встрече Американской Финансовой Ассоциации в мае 1970 года. С тех пор, несмотря на не стихающий поток критики, гипотеза эта получила достаточно большое количество эмпирических подтверждений. 

Трейдеры практики, как начинающие, так и профессионалы часто недооценивают значения эффективности рынков. 

Главный практический вывод заключается в том, что текущие цены всегда следуют за ожиданиями. Ожидания меняются, как только появляется новая информация. А новая информация появляется случайно и непредсказуемо. А значит и текущие цены меняются случайно и непредсказуемо. Отсюда название – теория случайных блужданий.

Второй практический вывод. Анализ уже известной информации скорее всего бесполезен и не позволит предсказать изменение цен и заработать сверхприбыль, поскольку цены уже изменились.

А что это значит? Это значит, что искать активы с ожидаемой доходностью выше или ниже определенного уровня просто бессмысленно. Получение более высокой доходности возможно лишь взамен на принятие большего риска (или неопределенности получения доходов).

Как быстро меняются цены? Эмпирические исследования показывают, что цены меняются достаточно быстро для того, чтобы большинство участников рынка не успели воспользоваться новой информацией. Чаще всего цены начинают меняться еще до публикации новости.

 То есть, когда брокер говорит вам, что после выхода позитивных новостей, ожидается сильный рост акций компании XYZ, ее акции скорее всего уже выросли. Я лично неоднократно попадался на эту удочку в начале карьеры.

Третий практический вывод. Если ожидания рынка ошибочны, то есть консенсус прогноз рынка слишком оптимистичен или, напротив, слишком пессимистичен, текущая цена все равно отражает этот консенсус прогноз и не изменится до тех пор, пока рынок не поменяет своего мнения. Как сказал Джон Мейнард Кейнс: «Рынок может оставаться иррациональным дольше, чем вы сможете оставаться платежеспособным».

Следовательно, чтобы получить доходность выше среднего вы должны:

  • купить акцию, которая заплатит неожиданно высокие дивиденды

  • купить акцию, которая неожиданно сильно вырастет в цене

  • продать акцию, которая неожиданно сильно упадет

То есть вы должны прогнозировать… и не просто прогнозировать, а прогнозировать то, чего рынок не ожидает.

Следовательно, прогнозирование цен – это прогнозирование ожиданий рынка.

Обращаю ваше внимание, не прогнозирование реальных последствий новой информации, а прогнозирование последствий, ожидаемых рынком.

Кейнс сравнил спекуляции на бирже с попыткой угадать победительницу конкурса красоты. Неважно, какая девушка нравится вам. Важно, какая девушка нравится жюри.

Необходимо понимать, что игра в «сверхдоход», в отличие от «покупки бизнеса», является игрой «с нулевой суммой», то есть сверхдоход одних – это всегда недополученный доход или убыток других. Уоррен Баффет постоянно подчеркивает, что не играет с мистером Рынком. Его главный девиз: «Покупайте бизнес, а не арендуйте акции». Если вы решили обыграть биржу, будьте готовы, что биржа может обыграть вас. Вооружайтесь реальными знаниями, развивайте внимание, выдержку и строжайшую самодисциплину. Готовы ломать себя «через колено»?

Тогда вот вам настоящая стратегия «святого Грааля»:

  1. Оцените, какие ожидания в отношении будущих цен и дивидендов «мистер рынок» закладывает в текущие цены – это легкая часть, консенсус прогноз рынка часто публикуют ведущие финансовые средства массовой информации.

  2. Шаг второй. Оцените, насколько разумным является консенсус прогноз. Здесь вам понадобятся знания экономики, финансового анализа и истории финансовых рынков.

Большинство фундаментальных аналитиков на этом останавливаются, считая работу выполненной, и бегут к трейдерам открывать сделку. Однако это только половина работы. Вспомним Кейнса, рынок может оставаться иррациональным дольше, чем вы сможете оставаться платежеспособным.

  1. Шаг третий – самый важный. Оцените, после каких событий мистер Рынок поймет, что он ошибался. И главное, чтобы до этого не произошло события, после которого вы поймете, что ошибались на самом деле вы.

Вот, собственно, и весь секрет. Напоследок отмечу, что это очень трудно, но не невозможно.